Изнанка коллекторского бизнеса

Коллекторы с опаской общаются с представителями СМИ, ведь у народа сложилось свое мнение о "выбивании долгов" и тех, кто этим занимается. Не секрет, что многие коллекторы, особенно "серые" (нелегалы), используют весьма жесткие методы, порой доводя должников до инфарктов и инсультов.

Конкретнее о методах работы с должниками, а также о "кухне" этого бизнеса мы попросили рассказать генерального директора ООО "Универсальная коллекторская группа" Александра Осадчего.

- В основном нам приходится работать с беззалоговыми проблемными кредитами, а это - потребительские кредиты, кэш-карты, кредитные карты. Методы работы классические. Все начинается с софт-коллекшен- комплекс дистанционной работы с должниками путем СМС -информирования, письменного оповещения или через авто-информатор, который сообщает должникам об их задолженности и дает им контакты, по которым можно связаться и уточнить ситуацию. Но, главным образом, работа с должниками ведется через высококвалифицированных специалистов колл-центра.

Далее идет индивидуальная работа, которую проводят в основном юристы. Заказчик предоставляет нам информацию, где должник живет и работает, и наши специалисты выезжают по адресу проживания или месту работы и проводят беседу с должниками. Наши представители имеют доверенность компании или заказчика о том, что в интересах банка могут проводить переговоры. Если этот этап оказывается безрезультатным, и человек не будет платить свои долги, то мы передаем дело в суд. Сроки по платежам на этапе беседы коллекторы устанавливают сами в том случае, если работают с выкупленными у банков долгами. Эти сроки лояльные, но все зависит от суммы задолженности и уровня проблемы. Если мы видим, что человек не может одним платежом закрыть весь долг, мы можем представить график рассрочки до полугода, если сумма очень крупная - даже до года.

- Если говорить о последнем этапе работы с должниками – судебных разбирательствах, могли бы рассказать, есть ли у вас проигрышные судебные дела?

- Не было таких дел. В любом случае судебные дела выигрышные, так как они могут продолжаться годами. И в данной ситуации проигрывает должник, ведь его долг растет - начисляется коэффициент инфляции, пеня, 10% процентов государственной исполнительной службе, которая среди прочего занимается поиском имущества, которое будет конвертировано в деньги (запросы в БТИ, ГАИ, банки, другие структуры), до 10% торгующей организации, которая будет проводить аукцион по продаже имущества должника. Поэтому в интересах должника найти компромисс в досудебном порядке. Если нет имущества, которое можно конвертировать в сумму долга, то закон позволяет проводить ежемесячное вычисление четверти зарплаты должника, стипендии, пенсии. Если должник работает неофициально, то в его доходах может разобраться и налоговая служба.

Относительно беззалоговых должников: с долгами до 15 тысяч гривен до судебного разбирательства доходит 1 из 10 человек. Сложнее работать с залоговыми должниками, особенно если залогом является квартира - единственное место проживания. Но у нас не было ни одного случая, когда бы мы выселяли человека из квартиры или дома, все решается в досудебном порядке.

Нередко бывает так, что залоговое авто или квартира не могут покрыть сумму долга. Таких случаев можно избежать, если бы должник сам продавал квартиру, машину, чтобы выплатить долг. Ведь когда квартиры и авто продаются на аукционах, на спецплощадках, то торгующая организация и исполнительная служба берут по 10% каждая. Если долг, допустим, по кредиту был 100 тысяч гривен, а авто продали за 40 тысяч, то задолженность остается. А продай должник сам машину, сумма долга была бы меньшей. Но до таких случаев мы стараемся не доводить дело.

- С проблемными портфелями каких банков вы работаете сейчас и работали в прошлом году?

- В основном это банки из топ-20, например, "Альфа-Банк", "Надра", "Укрсоцбанк", "ВТБ", "Укргазбанк", и т.д. С банками мы работаем напрямую - на основе комиссионных. В нашей группе также есть факторинговая компания, которая приобретает проблемную задолженность банков, долги юрлиц, и работает с коллекторской группой по поручению.

- Сколько проблемных задолженностей вы вернули заказчикам в прошлом году?

- Сколько вернули не могу сказать - коммерческая информация. В настоящее время в работе находится долгов на сумму около 2 млрд гривен. Но не думайте, что это наш заработок. Во-первых, работа с этими долгами может длиться годами, во-вторых, за некоторые дела мы получаем небольшие комиссионные проценты и эффективность взыскания колеблется от 0,3% до 10%. Часто нам передается старая задолженность (более трех лет), а ее эффективность ниже.

- Ваш прогноз по продаже банками проблемных портфелей на этот год?

- В прошлом году банками было продано долгов на около 10 млрд гривен. В этом году будет не меньше, тоже около 10 млрд гривен. Банки возобновили потребительское кредитование, ведь это высокомаржинальный продукт.

- Какова цена продажи проблемных портфелей банков?

- Все зависит от продаваемого продукта. Залоговые долги продаются по высокой цене, и речь может идти о дисконте в 30 %. По старым долгам – меньший дисконт.

- Кто несет этическую ответственность за работу с должниками?

- Мы входим в Ассоциацию коллекторского бизнеса Украины и подписали меморандум о соблюдении кодекса этики, консолидированного с кодексом Федерации Европейских Национальных Коллекторских Ассоциаций (FENCA). Если мы не соблюдаем этические правила при работе с должниками, на нас могут пожаловаться. Пока прецедентов не было.

Похожие записи:

Изнанка коллекторского бизнеса: 2 комментария

  1. Виктор

    В России коллекторы паразиты на раковой опухоли финансовой пирамиды существующей в стране, при которой кредиты без всяких оснований выдавались кому ни попадя, даже при очевидности того, что они не будут возвращены. И за это время коллекторы сравнялись с бандитами и уже не смогут изменить своей репутации, абсолютное большинство из них выступает в СМИ со словами, что есть плохие коллекторы, но мы хорошие и действуем по закону — это всегда вранье абсолютно все коллекторы в нашей стране постоянно нарушают законы — особо отличаются в этом службы банков типа ПромСвязьБанк, Тиньков и Русский стандарт — там работают самые неадекватные идиоты.

    Показать...
  2. Анастасия

    Все чаще работа коллекторов напоминает услугу из постсоветских газет возврат долгов. Честные и этические методы часто заканчиваются на совершении звонков, долее уже начинаются не совсем законные, и уже не ясно кому необходимо обращаться в суд, банку или клиенту.

    Показать...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *